Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

 

  1. Пояснительная записка.

 

Программа формирования культуры  здорового и безопасного  образа жизни обучающихся – это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

 

Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни  обучающихся на ступени начального общего образования являются:

–       Закон Российской Федерации «Об образовании»;

–       Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

–       СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

–       Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

–       Об организации обучения  в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);

–       О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

–       Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо  МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

–       Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

–       Концепция УМК «Школа России».

 

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

–       неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

–       факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

–       чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

–       активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

–       особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

 

Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:

–       сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

–       научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

–       научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

–       сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

–       сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

–       дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

–       дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

–       обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

–       сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

–       сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

–       сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

 

Рациональная организация учебной  и внеучебной деятельности обучающихся, направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха, включает:

–       соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;

–       использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);

–       введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;

–       строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

–       индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего  образования;

–       ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья, посещающими специальные медицинские группы  под строгим контролем медицинских работников.

Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога.

 

Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы,направленная на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и  формирование культуры здоровья, включает:

–       полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);

–       рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активнодвигательного характера на ступени начального общего образования;

–       организацию занятий по лечебной физкультуре;

–       организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3м и 4м уроками;

–       организацию динамических перемен, физкультминуток  на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

–       организацию работы спортивных секций и создание  условий для их эффективного функционирования;

–       регулярное проведение спортивнооздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов  и т. п.).

Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, учителей физической культуры, медицинских работников, психологов, а также всех педагогов.

Реализация дополнительных образовательных  программ предусматривает:

–       внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс («Разговор о правильном питании», «Растим здоровых, бодрых, смелых», «Дополнительные занятия по ПДД», «Изучение основ пожарной безопасности»);

–       проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;

–       создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей), разрабатывающих и реализующих школьную программу «Образование и здоровье».

Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий:

  • интеграцию в базовые образовательные дисциплины;
  • проведение часов здоровья;
  • факультативные занятия;
  • занятия в кружках;
  • проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.;
  • организацию дней здоровья.

Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает:

–       лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;

–       организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных  привычек и т. п.

 

2.Использование возможностей

УМК «Школа России»

 в образовательном процессе.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов УМК «Школа России».

Система учебников «Школа России» формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми  проблем, связанных с безопасностью жизни,  укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.

В курсе «Окружающий мир» — это разделы: «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Как устроен мир», «Путешествия» (и учебный проект «Путешествуем без опасности»), «Чему учит экономика» и др. и темы: «Что вокруг нас может быть опасным?»,  «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?».

При выполнении  упражнений на уроках русского языка учащиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика,  соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой.

Формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют  разделы,  темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения.

В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация»  показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.

В курсе «Английский язык» в учебниках “English 2—4” содержится достаточное количество информации, направленной на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, на развитие интереса к прогулкам на природе (Have you ever been on a picnic? (3 кл.), подвижным играм (We like playing games), участию в спортивных соревнованиях (Расспросите друг друга о том, какие виды спорта или игры удаются вам лучше других. (2 кл.).

Учащиеся приобретают первоначальные представления о роли физической культуры, знакомятся с понятием «Олимпийские игры», с символами и талисманами летних и зимних Олимпийских игр (My favourite mascot. Кого бы вы хотели видеть в роли талисмана Олимпийских игр, которые будут проходить в России, в городе Сочи?(2 кл.). Олимпийские игры бывают летними и зимними. Какие из представленных ниже видов спорта летние, а какие зимние? (2 кл.).

В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1-4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.

Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты», представленной в учебниках 1-4 классов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также материал для организации проектной деятельности в учебниках технологии, иностранных языков, информатики.

Содержание материала рубрики «Наши проекты» выстроено так, что способствует организации проектной деятельности,  как на уроке, так и во внеурочной работе. 

Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к материальным и духовным ценностям  решается средствами всей системы учебников «Школа России»,  в течение всего учебно-воспитательного процесса.

В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся. Используемый в школе учебно-методический комплекс «Школа России» содержит материал для регулярного проведения  учеником самооценки результатов собственных достижений на разных этапах обучения:  в результате работы на конкретном уроке, в результате изучения темы или раздела, в результате обучения в том или ином классе начальной школы. Система заданий направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание происходящих приращений  знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий. Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках и знаменательных датах. Особую актуальность имеет учебный материал,  связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении.

Все классы начальной школы оснащены головным компьютером и мультимедийными установками. Кроме этого, в школе имеются 2 компьютерных класса по 12 посадочных мест в каждом. Учащиеся начальной школы имеют постоянный доступ к информационным ресурсам на всех уроках.

Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельностииндивидуальные осо­бенности развития учащихся: темпа развития и темп деятельности.В используемой в школе системе учебников «Школа России» учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход  детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности  в дошкольном возрасте) к учебной.

3.Организация физкультурно-оздоровительной работы

 

Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работе педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к орга­низации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).

Знакомство с правилами здорового образа жизни, укрепления здоровья, взаимосвязи здоровья физического, психического и здоровья общества, семьи  в ходе различных добрых дел (мероприятий):

– спортивные праздники, подвижные игры (в т.ч. с родителями);

–  занятия в спортивных секциях;

– туристические походы (развитие выносливости, интерес к физической активности);

– классные часы, беседы,

– коллективно-творческие дела по примерным темам: «Вредные и полезные для здоровья привычки», «Человек есть то, что он ест», «Убийцы людей – табак, алкоголь, наркотики», «Болезни, которые порождают увлечения компьютерными играми, телевидением», «Можно ли словом помочь человеку (убедить в чем-то, отказаться от вредных привычек т.п.)?» и т.п.;

– экскурсии, видеопутешествия по знакомству с людьми, их образом жизни, укрепляющим или губящим здоровье;

– встречи-беседы с интересными людьми, ведущими активный образ жизни (путешественники, любители активного отдыха), сумевшими сохранить хорошее здоровье в сложной ситуации (преклонный возраст, травма и т.п.), с представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью, со спортсменами–любителями и профессионалами.

 

 

Структура

формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

 

  1. Здоровьеберегающая инфраструктура.
  2. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.
  3. Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы.
  4. Реализация дополнительных образовательных программ.
  5. Просветительская работа с родителями (законными представителями).

 

Содержание программы

 

 

1блок. Здоровьеберегающая инфраструктураЗадача: создание условий для реализации программы

Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности администрации образовательного учреждения

Состав сотрудниковздоровьеберега-щей инфраструктуры Деятельность Планируемый результат
1. Директор школы Осуществляет контроль за реализацию этого блока  Создание условий: кадровое  обеспечения, материально- техническое, финансовое
2. Заместитель директора по административно – хозяйственной части Осуществляет контроль за санитарно гигиеническим состоянием всех помещений ОУ;организует соблюдение требований пожарной безопасности;

создание условий для функционирования столовой, спортивного зала, медицинского кабинета

Обеспечение соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся; наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи; оснащение кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём.
3. Заместители директора по УВР Разрабатывают построение учебного процесса в соответствии с гигиеническими нормами. Контролируют реализацию ФГОС и учебных программ с учетом индивидуализации обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности). Организуют работу по индивидуальным программам начального общего образования Приведение учебно- воспитательного процесса в соотвествии состоянием здоровья и физических возможностей обучающихся и учителей, организующих процесс обучения обучающихся.Наличие условий сохранения и укрепления здоровья как важнейшего фактора развития личности.
4. Заместитель директора по ВР Организует воспитательную работу, направленную на формирование у обучающихся ЗОЖ, на развитие мотивации ЗОЖ Приоритетное отношение к своему здоровью: наличие мотивации к совершенствованию физических качеств; здоровая целостная личность.  Наличие у обучающихся потребности ЗОЖ.
5. Руководители методических объединений Изучают передовой опыт в области здоровье сбережения.Проводят коррекцию и контроль процесса формирования здорового образа жизни обучающихся и педагогов.

Разрабатывают рекомендации по валеологическому просвещению обучающихся учителей и родителей.

Повышение валеологической грамотности учителей; наличие готовности у педагогов к валеологической работе с учениками и родителями
6. Классный руководитель, учитель физкультуры Осуществляет просветительскую и профилактическую работу с учащимися, направленную на сохранение и укрепление здоровья. Проводит диагностическую работу по результативности и коррекции валеологической работы. Формирование у обучающихся потребности ЗОЖ; формирование здоровой целостной личности
7. Ответственный за организацию питания – организует просветительскую работу по пропаганде основ рационального питания-входит в состав бракеражной комиссии

-осуществляет мониторинг количества питающихся

 – обеспечение качественного горячего питания обучающихся, в том числе горячих завтраков- формирование представление о правильном (здоровом)
питании, его режиме, структуре, полезных продуктах
8. Медицинский работник 

 

Обеспечивает проведение медицинских осмотров.Организует санитарно-гигиенический и противоэпидемический режимы:

– ведет диспансерное наблюдение за детьми;

– выполняет профилактические работы по предупреждению заболеваемости;

– обучает гигиеническим навыкам участников образовательного процесса.

Формирование представления об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;формирование потребности ребёнка безбоязненного обращения к врачу по любым вопросам состояния здоровья
9. Председатель школьного ПМПк Организует комплексное изучение личности ребенка.Обеспечивает выработку коллективных рекомендаций для учителей, родителей по дальнейшей тактике работы с данными детьми Обеспечение условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим трудности в обучении, отклонениями в поведении
10. Педагог – психолог Способствует формированию благоприятного психологического климата в коллективе:- занимается профилактикой детской дезадатации

– пропагандирует и поддерживает здоровые отношения в семье

Создание благоприятного психо-эмоционального фона:развитие адаптационных возможностей; совершенствование коммуникативных навыков, качеств толерантной личности, развитие самопознания; формирование психологической культуры личности
11. Учитель – логопед Осуществляет коррекцию речевых нарушений у детей.Способствует социальной адаптации детей логопатов Снижение речевых нарушений; социальная адаптация детей логопатов
12. Родители – члены управляющего совета Контролирует соблюдение требований СанПиН.Участвует в обсуждении совместной деятельности педколлектива, обучающихся, родителей по здоровьесбережению.

Участвуют в совещаниях  по подведению итогов по сохранению здоровья обучающихся

Обеспечение результативности совместной работы семьи и школы.
2 блок. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.Задача: повышение эффективности учебного про­цесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

Планируемый результат:

•         соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) обучающихся; использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся;

•         строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;

•         индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования

Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога.

Направления деятельности Учебная и внеучебная деятельность
1. Организация режима школьной жизни 1. Снятие физических нагрузок через:- Оптимальный годовой календарный учебный график, позволяющий равномерно чередовать учебную деятельность и отдых: 1 классы – 33 учебные недели, дополнительные каникулы  в середине 3 четверти. 2-4 классы – 34 учебные недели, разбит на 4 периода.. Максимально допустимая нагрузка.

– Обучение в 1 смену.

– Пятидневный режим обучения в1-х классах и 6-дневный режим обучения 2-4 классах с соблюдением требований к максимальному объему учебной нагрузки.

– «Ступенчатый режим» постепенного наращивания учебного процесса: в сентябре-октябре в1-х классах.

– Облегченный день в середине учебной недели (учет биоритмологического оптимума умственной и физической работоспособности).

– 35-минутный урок в течение всего учебного года в1-х классах и 45 -минутный во 2-4 классах.

– Ежедневная 40-минутная динамическая пауза на свежем воздухе после 3-го урока.

– Рациональный объем  домашних заданий: 2 классы до 1,5 часов, в 3-4 классах до 2 часов, отсутствие домашних заданий в 1  классе.

– Составление расписания с учетом динамики умственной работоспособности в течение дня и недели.

2.Создание предметно- пространственной среды 1.Отдельный блок для начальной школы.- Для каждого класса отведена учебная комната.

– Малый зал для внеурочной деятельности.

2.Обеспечение обучающихся удобным рабочим местом за партой в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с наруше­ниями слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся первыми, причем длядетей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна.

3.Парты в классных комнатах располагаются так, чтобы можно было организо­вать фронтальную, групповую и парную работу обучающихся на уроке.

 

3. Организация учебно- познаватель-ной деятельности 1. Использование в учебном процессездоровьесберегающих технологий:-технологии личностно-орентированного обучения;

2. Корректировка учебных планов и программ:

-введение в школе 1 ступени за счет школьного компонента учебного плана третьего часа физкультуры;

-введение внеурочной деятельности, спортивно-оздоровительного направления

-реализация планов индивидуального обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.

3. Оптимальное использование содержания валеологического образовательного компонента в предметах, имеющих профилактическую направленность: физическая культура, окружающий мир.

4. Безотметочное обучение в1-х классах

5. Применение ИКТ с учетом требований СанПиН.

6.Специфика организации учебной деятельности первоклассников в адаптационный период уроков по отдельным предметам в адаптационный период: математика, окружающий мир, технология, физкультура, изобразительное искусство, музыка.

8. Реализация раздела «Я и мое здоровье» программы духовно-нравственного воспитания и развития личности:реализация плана мероприятий по профилактике детского травматизма; изучению пожарной безопасности; проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий:, спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья»; проведение дня здоровья;; встречи с инспекторами ГИБДД, специалистами Центральной городской больницы.

3 блок. Организация физкультурно-оздоровительной работыЗадача: обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья.

Планируемый результат:

•         эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях);

•         рациональная организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;

•          функционирование занятий по лечебной физкультуре;

•         организация часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;

•         организация динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повы­шению двигательной активности;

•         организация работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

•         регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

Реализация этого блока зависит от администрации обра­зовательного учреждения, учителей физической культуры, а также всех педагогов.

Организация оздоровител-но-профилакти-ческой работы 1. Медико-педагогическая диагностика состояния здоровья•         медицинский осмотр детей, врачами-специалистами(педиатром, окулистом, отоларингологом, хирургом, невроло­гом);

•         медицинский осмотр детей и профилактическая работа стоматологического кабинета;

•         мониторинг состояния здоровья, заболеваемости с целью выявления наиболее часто болеющих детей; определение причин заболе­ваемости с целью проведения более эффективной коррекционной и профилактических работ;

•         диагностика устной и письменной речи (мониторинг речевого развития

2. Профилактическая работа по предупреждению заболеваний:

•         проведение плановых прививок медработником школы (в т.ч. вакцинация против гриппа, клещевого энцефалита);

•         профилактика простудных заболеваний;

•         создание в школе условий для соблюдения санитарно-гигиенических навыков: мытья рук, переодевания сменной обуви и т.д.;

•         соблюдение санитарно-гигиенического противоэпидемического режима.

3. Максимальное обеспечение двигательной активности детей:

•         согласно письму МО РФ «Об организации обучения в первом классе четы­рехлетней начальной школы» (от 25.09.2000г. № 2021/11-13), проведение физкультминуток на каждом уроке продолжительностью по 1,5-2 минуты (рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока). В комплекс физминуток включены различные упражнения с целью профилактики нарушения зрения,    простудных заболеваний, заболеваний опорно – двигательного аппарата.

•         согласно требованиям СанПиН 2.4.2.11784)2 п. 2,9.4., в середине учебного дня (после трех уроков) для первоклассников проводится динамическая пауза на свежем воздухе продолжительностью 40 минут;

•         подвижные игры на переменах; ежедневная прогулка и спортивный час в группе продленного дня;

•         внеклассные спортивные мероприятия;

•         школьные спортивные кружки

4.  Организация рационального питания предусматривает:

•         назначение ответственного за организацию горячего питания в школе;

•         создание бракеражной комиссии в составе: медицинский работник школы, учитель, ответственный за организацию питания;

•         выполнение требований СанПиН к организации питания в общеобразова­тельных учреждениях;

•         соблюдение основных принципов рационального питания: соответствие энергетической ценности рациона возрастным физиологическим потребностям детей (учет необходимой потребности в энергии детей младшего школьного возраста);

•         сбалансированность рациона питания детей по содержанию белков, жиров и углеводов для максимального их усвоения

•         восполнение дефицита витаминов в питании школьников за счет корректировки рецептур и использования обогащенных продуктов; максимальное разнообразие рациона путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки; соблюдение оптимального режима питания.

•         создание благоприятных условий для приема пищи (необходимые комплекты столовых приборов: ложки столовые, чайные, вилки; на столах салфетки; мытье рук перед едой) и обучение культуре поведения за столом;

•         100%-ный охват обучающихся начальной школы горячим питанием;

•         рейды комиссии по питанию с участием родителей  с целью проверки организации питания обучающихся в школе (проверяют наличие документов, санитарное состояние столовой, анализ меню, анкетирование, опрособучающихся).

5. Работа психолого-педагогической и медико-социальной службы организация работы ПМПк по психолого-медико-педагогическому сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, трудностями в обучении и отклонениями в поведении.

6. Работа логопедической службы по рабочим программам для групповых и индивидуальных занятий«Коррекционно-развивающее обучение обучающихся с нарушениями чтения и письма».

4. блок Реализация дополнительных образовательных программЗадача: внедрить программы дополнительного образования по формированию ценностного  отношения  к здоровью и здоровому образу жизни в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс.

Планируемый результат:

Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, учителей начальных классов, педагогов – психологов.

Внедрение программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни 1.    «Школы будущего первоклассника».2.   Работа школьного психолога по коррекционно-развивающей программе по адаптации первоклассников к школе, по программе «Дорога в пятый класс».

3. Реализация программ по Технике безопасности и Правилам дорожного движения.

Формы организации занятий по программам дополнительного образования интеграцию в базовые образовательные дисциплины;

•    проведение часов здоровья;

•    проведение классных часов;

•    занятия в кружках;  проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.

5. блок. Просветительская работа с родителями (законными представителями)Задачи: организовать  педагогическое просвещение родителей

Планируемый результат:

•      формирование общественного мнения родителей, ориентированного на здоровый образ жизни;

•      создание в семье благоприятной воспитывающей среды, способствующей улучшению межличностных отношений, повышению ответственности семьи за здоровье, физическое, эмоциональное, умственное и нравственное развитие школьников.

Реализация этого блока зависит от совместной деятельности администрации обра­зовательного учреждения, учителей начальных классов, педагогов – психологов, школьного библиотекаря, родителей

1. Родительс-кий всеобуч: просвещение через обеспечение литературой, размещение информации на сайте школы, сменных стендах 1.  Обсуждение с родителями вопросов здоровьесбережения в семье и образовательном учреждении, знакомство родителей с задачами и итогами работы школы в данном направлении на родительских собраниях, лекториях.2.  Обмен опытом семейного воспитания по ценностному отношению к здоровью в форме родительской конференции, организационно-деятельностной и психологической игры, собрания-диспута, родительского лектория, семейной гостиной, встречи за круглым столом, вечера вопросов и ответов, семинара, педагогического практикум, тренинга для родителей и другие.

3.  Просвещение родителей через создание информационных стендов, книжных выставок: о нормативно – правовой базе  по воспитанию ребенка, правовыми аспектами, связанными  с ответственностью родителей за воспитание детей: статьями Конституции Российской Федерации; Семейного кодекса Российской Федерации; Закона “Об образовании”, Устава школы (права и обязанности родителей); о социально-психологической службе; о литературе для родителей в библиотеке школы, о подготовке ребенка к школе; о режиме работы школы; о социально-психологической службе

4.  Книжные выставки в библиотеке школы по вопросам семейного воспитания, индивидуальные консультации по подбору литературы.

5.  Реализация цикла бесед для родителей:

2 Просвещение через совместную работу педагогов и родителей Проведение совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований: «Веселые старты»,спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья», дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек в рамках месячника ,по здоровому образу жизни, предупреждение травматизма, соблюдение правил безопасности и оказание помощи в различных жизненных ситуациях.
6. блок. Управление реализацией программы формирования здорового и безопасного образа жизни.Задача: контроль реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, повышение качества учебно-воспитательного процесса , взаимодействия с родителями, педагогами.

Планируемый результат: выявление имеющихся отклонений в реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения

1. Изучение и контроль за реализацией программы в учебно – воспитательном процессе 1. Утверждение планов работы  в рамках программы (План ПМПк, План мероприятий по технике безопасности, правилам дорожного движения , план внеклассных мероприятий.2. Создание материально-технической базы для реализации программы. Обеспечение специалистов нормативно-правовой методической литературой.

3. Контроль за эффективностью использования оборудованных площадок, залов в целях сохранения здоровья обучающихся.

4. Контроль за режимом работы специалистов службы.

5. Организация проведение семинаров в рамках программы формирования здорового и безопасного образа жизни.

6. Контроль за соблюдением санитарно- гигиенических норм в обеспечении образовательного процесса.

7. Проверка соответствия нормам и утверждение расписания школьных занятий.

8. Контроль за качеством горячего питания обучающихся.

9. Контроль за повышением квалификации специалистов.

2. Изучение и контроль взаимодейст-вия с родителями 1. Информирование родителей о направлениях работы в рамках программы (управляющий совет, родительские собрания, сайт школы).2. Знакомство с нормативно-правовой базой.

3. Организация тематических родительских собраний с привлечением специалистов ЦГБ.

4. Совместное родительское собрание с администрацией основной школы по проблеме здоровьесбережения.

5. Контроль за проведением классных родительских соб­раний, консультаций

3. Управление повышением профессионального мастерства 1.  Заседание методического совета о согласовании программы2.  Теоретический семинар «Реорганизация учебно-воспитательного процесса при проведении урока с позиций здоровьесбережения».

3.  Семинар-практикум «Внедрение новых технологий и активных форм обучения как средства повышения качества ЗУН обучающихся».

4.  Педагогический консилиум «Проблемы школьной дезадаптации».

5.  Педагогический совет «Психологическая атмосфера на уроке».

6.  Заседание МО учителей начальных классов «Здоровье как одно из условий создания ситуаций успеха в обучении»

Заседание МО классных руководителей «Классный час как одна из ведущих форм деятельности классного руководителя по формированию здорового образа жизни»

Диагностика эффективности реализации программы  Критерии Показатели
1. Сформированность физического потенциала 1.Состояние здоровья обучающихся по итогам углубленного медицинского осмотра.2. Развитость физических качеств (уровень обученности по физической культуре).
2. Сформированность нравственного потенциала личности выпускника 1. Осознание значимости ЗОЖ в сохранении здоровья (по итогам анкетирования).
3.Удовлетворенность обучающихся школьнойжизнью 1. Уровень удовлетворенности обучающихся  школьной жизнью.2. Уровни эмоционально – психологического климата в классных коллективах (в 1-4 классах по итогам исследований психологов по вопросам адаптации, по итогам тематического контроля).
4. Осмысление учащимися содержания проведенных мероприятий по здоровьесбережению 1.Уровень осмысление учащимися содержания проведенных мероприятий (на основе анкетирования).

Основные результаты реализации программы  формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.

Развиваемые у учащихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьсбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы. На уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья. Во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *