Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Пояснительная записка

  1. Нормативно-правовые документы, положенные в основу программы:

субъектов духовно-нравственного развития и воспитания, при ведущей роли образовательного учреждения, должна быть по возможности согласована. В Стандарте эта идея выражена в форме общественного договора, а механизмы ее реализации в Концепции определены как национальный воспитательный идеал и система базовых национальных ценностей, принимаемых всеми субъектами развития и воспитания обучающихся.      Системно-деятельностный подход является методологической основой организации уклада школьной жизни, с учетом которого определяется, что процесс духовно-нравственного развития и воспитания в структурно-методологическом плане представляют собой как метадеятельность, педагогически интегрирующая различные виды деятельности, в которые объективно включен младший школьник, на основе базовых национальных ценностей. Таким образом, достигается согласование аксиологического и системно-деятельностного подходов к организации целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания обучающегося.                                                                    Развивающий подход. Он определяет общую конструкцию программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы, каждое из основных направлений которой оформляется в виде тематической программы (плана), основу которой составляют:

  • соответствующая система базовых национальных ценностей (аксиологический подход);
  • многоукладность тематической программы, т.е. интеграцию ею различных видов образовательной и социально-педагогической деятельности: урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной и т.д. (системно-деятельностный подход);
  • разработанные для каждого направления и соответствующие базовым ценностям технологии духовно-нравственного развития и воспитания.

Процесс духовно-нравственного развития и воспитания технологически начинается с определенной ценности (знания о ценности) и в ней же получает свое относительное завершение, но уже как в реально действующем и смыслообразующем мотиве поведения ребенка. Развивающий характер развития и воспитания заключается в сознательном принятии учащимся определенной ценности, в движении от знания к личностной нравственной установке и готовности действовать в согласии с ней. Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).                                                                                                                             Базовые национальные ценности не локализованы в содержании отдельного учебного предмета, формы или вида образовательной деятельности. Они пронизывают все учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина. Система национальных ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью.

Цель:

Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

 Ценностные установки, задачи, виды и формы занятий, планируемые результаты программы духовно-нравственного развития начальной школы МОУ СОШ № 1 г. Поронайска

 

 

 Раздел 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека
Ценностные установки     Любовь к России, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества
Задачи Виды и формы занятий (воспитательные мероприятия ОУ) Планируемые результаты
– Сформировать элементарные представления о политическом устройстве Российского государства;- Сформировать представления о символах государства;

– Сформировать элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России;

– Развивать интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

– Сформировать уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения;

– Сформировать ценностное отношение к своему национальному языку и культуре;

– Сформировать начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;

– Сформировать элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и её народов;

– Развивать интерес к важнейшим событиям в жизни России,

– Мотивировать стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, города;

– Воспитывать уважение к защитникам Родины;

– Развивать умение отвечать за свои поступки.

День Знаний (урочная).Общешкольный проект «Великие победы российского народа»(урочная, внеурочная, внешкольная).

Занятия объединений «Гражданин», «Школьный музей»(внеурочная деятельность)

Участие в социальных акциях «Иди с добром к людям, которые тебя окружают», «Солдатские письма», «Помним Ваш подвиг».

Посещение городского краеведческого  музея, исследовательская деятельность на базе школьного музея (урочная, внеурочная, внешкольная).

Занятия в библиотеке в рамках городского конкурса «Самый читающий класс». Участие в городских конкурсах «Активный читатель», «Книжкина неделя»

 

Активное участие в конкурсах на патриотические темы(внеурочная, внешкольная).

Конкурсы рисунков, посвященный годовщинам Победы. (урочная, внеурочная, внешкольная) .

Участие в школьном конкурсе национальных культур «Нас подружил  Сахалин».

Беседы, утренники и семинары-практикумы по правилам безопасности дорожного движения, занятия в объединении «ЮИДД» (урочная, внеурочная, внешкольная).

Фестиваль «Семейное творчество» (внеурочная).

 

Этическая беседа «Орден в моей семье» (внеурочная).

 

Участие в музыкально- поэтических композициях, посвященных  Дню защитника Отечества, Дню Победы.

Классный час на тему «Маленькие герои Великой войны» (урочная).

Торжественная линейка, праздничный концерт, посвященные годовщине Победы(внеурочная, внешкольная).

Поздравление ветеранов ВОВ(внеурочная, внешкольная).

 

 

 

– Сформировано·ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;-Учащиеся имеют элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

–   Учащиеся имеют ·первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

–   Учащиеся имеют ·опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

–  Учащиеся имеют ·опыт социальной и межкультурной коммуникации;

–        Учащиеся имеют ·начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

 

Раздел 2. Формирование нравственных чувств и этического сознания.
Ценностные установки    Нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.
Задачи Виды и формы занятий (воспитательные мероприятия ОУ) Планируемые результаты
– сформировать первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях;- сформировать представления о правилах поведения;

– сформировать элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны;

– воспитывать уважительное отношение к людям разных возрастов;

– развивать способность к установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

 

Проектная деятельность «Моя семья», «Моя родословная» участие в школьного конкурса семейного творчества (урочная, внеурочная, внешкольная

Классные часы «Уроки вежливости»

День учителя (внеурочная)

День матери,

8 марта,

Масленица,

Рождество,

Новый год

Проведение уроков  доброты (толерантное отношение к инвалидам)

Проведение уроков «Наши меньшие братья» (отношение к животным).

Посещение концертов, художественных выставок, школьной и  городской библиотек(урочная, внеурочная, внешкольная)

 

Урок:  «Ежели вы вежливы». Правила вежливости (урочная)

 

–   Учащиеся имеют начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;-   Учащиеся имеют ·нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

–   Учащиеся ·уважительно относятся к традиционным религиям;

–   Учащиеся·неравнодушны к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

–   Формируется  ·способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

–   Учащиеся знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

 Раздел 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценностные установки    Уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость; бережливость; трудолюбие.
Задачи Виды и формы занятий (воспитательные мероприятия ОУ) Планируемые результаты
– сформировать первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;- воспитывать уважение к труду и творчеству старших и сверстников;

– сформировать элементарные представления о профессиях;

– сформировать элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества;

– сформировать первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;

– развивать умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

– формировать бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам

– экскурсии на производственные предприятия (урочная, внеурочная, внешкольная),– встречи с представителями разных профессий  (внеурочная, внешкольная);

– беседа (урочная, внеурочная, внешкольная).

– презентации «Труд наших родных»

(урочная, внеурочная, внешкольная);

– ярмарки (внеурочная, внешкольная)

– конкурсы  (урочная, внеурочная, внешкольная),

– город мастеров(тематические выставки поделок) (внеурочная, внешкольная)

– трудовые акции (внеурочная, внешкольная),

–   Сформировано·ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;-   Учащиеся имеют элементарные представления о различных профессиях;

–   ·Учащиеся обладают первоначальным и навыками трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

–   ·Учащиеся осознают  приоритет нравственных основ труда, творчества, создания нового;

–   ·Учащиеся имеют первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;

–   Учащиеся имеют ·потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

–   Учащиеся ·мотивированы к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

 

Раздел 4. Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
Ценностные установки Родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Задачи Виды и формы занятий  (воспитательные мероприятия ОУ) Планируемые результаты
– развивать интерес к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;- формировать ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

–  сформировать элементарный опыт природоохранительной деятельности;

– воспитывать бережное отношение к растениям и животным.

Предметные уроки (урочная)Участие в школьных и районных конкурсах по экологической тематике

«Хлеб всему голова»

Экскурсии на природу

Проектная деятельность в объединении «ЮНЭК»

(урочная, внеурочная, внешкольная)

Экологические акции «Кормушка», «Живи, лосось», «Берегите птиц» (внеурочная, внешкольная);

Коллективные природоохранные проекты «Чистый берег», «Сохраним лес вместе» (внеурочная, внешкольная)

Выставка поделок из природного материала «Дары осени» (урочная, внеурочная)

Экологический марафон ( урочная, внеурочная)

Учащиеся имеют ценностное отношение к природе;-               Учащиеся имеют ·первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

–               Учащиеся имеют·элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

–               У учащихся есть ·первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

–               У учащихся есть·личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Раздел 5. Формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценностные установки  Красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве. 
Задачи Виды и формы занятий (воспитательные мероприятия ОУ Планируемые результаты
– сформировать представления об эстетических идеалах и ценностях;- сформировать представления о душевной и физической красоте человека;

-сформировать эстетические идеалы, развивать чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества;

– развивать интерес к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

– развивать интерес к занятиям художественным творчеством;

– развивать стремление к опрятному внешнему виду;

Предметные уроки (урочная) 

Занятия в объединении декоративно-прикладного творчества «Умелые ручки» (внеурочная)

 

Проектная деятельность « Украшаем класс и школу к празднику» (урочная, внеурочная)

Посещение городских музея,  библиотеки,  концертов и художественных выставок (внеурочная, внешкольная)

Участие в конкурсах чтецов, «Звездная капель», «Школьные годы» (внеурочная, внешкольная)

 

Выступления фольклорного ансамбля «Веснянка», хора начальной школы «Веселые нотки» (внеурочная).

Занятия в музыкальном театре «Синяя птица», (внеурочная), объединении художественного слова «Лира»

Интеллектуальные игры, праздники, вечера, практики.

Классные часы по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи (урочная, внеурочная).

Выставки творческих работ

У учащихся есть·первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;У учащихся есть ·элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

Учащиеся имеют·первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

У учащихся есть·первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

· У учащихся есть первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

Учащиеся ·мотивированы к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

 

Раздел 6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественностипо духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся
Ценностные установки  
Задачи Виды и формы занятий (воспитательные мероприятия ОУ) Планируемые результаты
–     Совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ;-     сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей);

–     Педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);

–     Поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей);

–     Содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

–     Опора на положительный опыт семейного воспитания.

Родительское собрание, родительская конференция, собрание-диспут, родительский лекторий, вечер вопросов и·ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и·др.- –        Реализация педагогической работы  общественных организаций и объединений, а также традиционных религиозных организаций с обучающимися в рамках отдельных программ, согласованных с программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и одобренных педагогическим советом образовательного учреждения и родительским комитетом образовательного учреждения;-

 

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

  • на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
  • на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
  • на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.

Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимыхэффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

По каждому из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должны быть предусмотрены и могут быть достигнуты обучающимися следующие воспитательные результаты.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:

  • ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
  • элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
  • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
  • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
  • опыт социальной и межкультурной коммуникации;
  • начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания:

  • начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
  • нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
  • уважительное отношение к традиционным религиям;
  • неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
  • способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
  • уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
  • знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:

  • ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
  • ценностное и творческое отношение к учебному труду;
  • элементарные представления о различных профессиях;
  • первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
  • осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
  • первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
  • потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
  • мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):

  • ценностное отношение к природе;
  • первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
  • элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
  • первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
  • личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):

  • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
  • первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
  • первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
  • первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
  • первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

·мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *